Вместо эпиграфа.
Бредет тень убитого роханца ночью в Страну мёртвых. Вдруг навстречу - мордорский патруль. Старший патруля кричит: "Стой! Ты кто такой?!" Тень поправляет белый хайратник (признак мертвеца) и отвечает: "Я-то никто. А вот ты - великий шаман!"
Вот примерно такое же ощущение осталось у меня от Нарнии. Собрались добрые христиане поиграть в ролевую игру. На местности. Нацепили значочки, прикиды -- и давай отыгрывать ситуации.
Вот перед большим львом аслАном (аслАн это, аслАн! Нечего тут поликорректность разводить! Аслан, Ахмед и Казы-Магомет!) стоит, понурившись, мальчик Эдмунд. Значит -- раскаивается. Вроде как за предательство.
Только непонятно вот, раскаивается ли он. Тётя чаем напоила, в шубу закутала -- предал родственничков. Тётя побила и посадила на хлеб и воду -- сбежал к "своим", тут-то его и простили. Ещё раз дадут рахат-лукума -- ещё раз предаст, а чего?
Вот грозного и гордого льва Аслана (Бараева) злобно гнетут чёрные силы. Ногами пинают, гриву остригли. Значит -- горе, печаль, негодование по поводу этих самых сил.
Опять же не совсем понятно. Роулинг вон круциатусами, вообще-то, кидается. Про Толкина лучше вообще не вспоминать, особенно про Сильмариллион. Ну и если вспомнить первоисточник, то там одного "царя иудейского" целый день, фактически, мучили.
А ещё имеют место многочисленные воскрешения -- от главного героя до персонажей кунсткамеры злой колдуньи. Непонятно, за что переживать и бороться, если смерть -- это просто необходимость релоада, как в компьютерных играх. Если придёт какой-нибудь лев, дунет и всех оживит, причём прямо сейчас, а не через сколько-то там тысяч лет. За что боролись-то, граждане-товарищи?
Да, и царствование малолеток, которое кончилось так же нелепо, как и началось. Сели на троны, посидели, непонятно что сделали со страной -- и сбежали. Всё в тот же шкаф. И ничего никому не сделалось. Потом вернёмся -- ещё посидим. Чтобы такого с вами, дорогие подданные, ещё сделать. Всё равно ведь никто за руку не схватит. А если бунт какой -- так мы опять в шкаф. Хорошее место этот шкаф, на Америку похоже.
И, наверное, даже это было бы ничего. В конце концов, одно из главных правил ролевой игры в поле -- твой кайф зависит от тебя самого. Не будешь смотреть на "белые хайратники", на флажки, обозначающие коней, на прочие условности -- испортишь игру не только другим, но прежде всего самому себе.
Вот только с фильмом сложилась другая ситуация. На игру я не подписывался, Льюиса не читал. И оказался в положении цивила, случайно забредшего на игровой полигон. Угостил игроков грибами, толкнул мастерам бутыль самогона. Но зачем по полю носятся странные люди с дрынами и в прикидах -- так и не понял.
А вот объяснить мне это, вовлечь в процесс никто не озаботился. Не нашлось для Нарнии своего Куарона.