Флента впала в усердный и в чём-то понятный флэшмоб. Ну что ж, я, пожалуй, тоже выскажусь.
В моей семье на войне погиб 1 человек: дед по материнской линии. Он был кадровым военным, артиллеристом, участвовал в советско-финской войне 1939 года. К 1941 году дослужился до чина, который сейчас называется капитан, и занимал должность начальника штаба артдивизиона. Пропал без вести осенью 1941 года, когда 166-я стрелковая дивизия в составе 34-й сибирской армии попала в окружение и была почти полностью уничтожена на западном направлении, в районе Смоленска -- Вязьмы.
Наверное, можно сказать, что дед "погиб, защищая столицу нашей Родины". Не вижу, чему тут гордиться мне.
Я также не думаю, что Красная Армия от чего-то защитила или освободила, скажем, моих родителей (и, опосредованно, меня). До Томска, скорее всего, не дошли бы ни вермахт, ни японская Императорская армия. В худшем случае, столицей остатков СССР стал бы Свердловск или Новосибирск, а в самой Западной Сибири мало бы что изменилось: та же тоталитарная советская власть, тот же Отец Народов и то же НКВД со всеми прелестями. Родителям моим к началу войны было около 10 лет, то есть они уже родились и пережили раннее детство (а детская смертность в то время была немаленькой); скорее всего, они дожили бы до конца войны при любом её исходе и, вполне возможно, так или иначе встретились бы в Томске. Что же касается именно освобождения, то против Сталина, НКВД и Советской власти Красная Армия -- и мой дед -- не воевали.
Другое дело, что большинство живущих сейчас на территории Европейской части России горожан, а особенно коренные москвичи и лениградцы, действительно многим обязаны победе СССР. Собственно, они обязаны жизнью их родителей, дедушек-бабушек -- а значит, и своей собственной. Планы Гитлера по уничтожения городского населения оккупированной части СССР и построению аграрных провинций были вполне разумными и выполнимыми, и только победа Красной Армии помешала им воплотиться в жизнь.
Однако не стоит путать выживание с освобождением, а сохранение старого, знакомого и привычного начальника тюрьмы с подвигом во имя человечности. И уж тем более не стоит заставлять радоваться тех, кого эта победа лишила свободы, независимости и загнала почти на 50 лет в советскую оккупацию.
А так-то да, в благодарность за собственную жизнь можно и ленточку поносить.